Глюки тут
Найбільш епічний герой "Сильмарилліону", Феанаро є об'єктом палкої любові і такої ж палкої неприязні весь довгий час існування Толкін-фендому. Тому і трактування цього образу є неоднозначним.
Обставини народження Феанаро нагадують обставини народження великих героїв давнини, котрі стали невинними убивцями власної матері. Міріель, дружина короля Фінве, втомившись виношувати сина, і віддавши йому забагато душевної енергії, по власній волі покинула тіло і зійшла до Мандосу.
Його батько, Фінве, просумувавши належний час, привів у дім другу дружину. Знов таки - в більшости епосів є мотив мачухи головного героя, часом доброї, часом лихої, а часом навіть закоханої у свого пасерба. Однак, тут ситуація взагалі є неймовірною. Адже епоси писалися про людей, для яких взагалі то покохати вдруге не є чимось ненормальним.
Ельфи ж є безсмертними. Феанаро напевне був не єдиним напівсиротою в Амані - квенді жили в Ендоре у важких умовах, втрачали близьких, і ті, хто примандрував до Аману, могли втратити в Середзем'ї батька чи матір. Питання - а чи повертали Валар загиблих до нового життя, і час цього повернення ніде не оговорюється.
Так що можна уявити, що Феанаро був не самотній в своєму сирітстві. Але ситуація в його родині могла винести розум будь якому ельфу.
Знаючи, що інші ельдар терпляче очікують на повернення загиблих, знаючи, що почуття в сердці ельда спалахує тільки раз в житті і тільки до однієї особи, Феанаро мав сприймати другий шлюб свого батька як збочення. Не тому, що Індіс була злою - а тому, що вона взагалі була. Виняткова ситуація взагалі травмує дітей, тут ситуація була такою - хтось не повинен був взагалі існувати: або Феанаро, або його брати і сестри.
Напевне це жахливе розуміння прийшло до Феанаро з юністю. До того він - імха - ставився до братиків та сестричок як кожний нормальний ельда до втішних малюків. Але, як тільки зрозумів це, то покинув батьківський дім, охолонувши серцем до своєї родини.
Фінве напевне відчував свою провину перед первістком, чим і пояснюється його подальше демонстративне потакання примхам старшого сина.
Отже, Феанаро присвячує себе наукам. Він є геніальним - винаходи сиплються одне за одним. Тенгвар, палантири, Сильмарили... Він стає суворим ортодоксом у мовних питаннях - стародавній варіант квенья з отим "Терінде" замість "Серінде" стає для нього справою принципу. Це перше бажання кланової відособленності від решти Нолдор - відрізнятися від усіх хоча б мовою.
Навчання у коваля Магтана дає ще один, несподіваний результат - Феанаро закохується.
Не красуня, але мудра... Нерданель - саме те, що на даному етапі потрібно Феанаро. Він прагне родини, справжньої, "такої як у всіх, і навіть кращої". І він її отримує - дружина і семеро чудових малюків.
З батьковою родиною він спілкується дуже зрідка. Там ще один подразник, окрім Індіс: Нолофінве, другий син короля, але старший син королеви. Схожий на батька Фінве, і майже двійник ззовні його, Феанаро.
Розуміння того, що це неправильно, знову входить в душу Вогняного Лорда. Нолофінве не повинен існувати, як не повинен існувати другий батьків шлюб. Інакше - він, Феанаро, мусить визнати себе неіснуючим, таким собі сном, який Міріель приснився в садах Лоріену.
Вся його неприязнь нині сконцентрована на "напівбраті". До того ж Валінором нині вільно походжає такий собі Мелькор. Феанаро тримається від нього подалі, але ж чутки, котрі розпускає Мелькор, доходять і до Майстра. Тим більше - чутки ці збігаються з його душевним станом. А тут і "напівбрат", який раніше намагався підтримувати з Феанаро дружні стосунки, віддалився, став холодним і підозріливим. Звісно ж - до нього теж доходять певні чутки...
Мелькор використав ситуацію по повній. Обидва брата нині упевнені - вони вороги, котрі змагаються за місце в батьковому серці.
Так, мова йде лише про це - бо який поділ влади може бути за життя безсмертного Фінве. І чи є у Тіріоні влада?
Феанаро певен, що немає. Що їхні опікуни зловживають своїм опікунством і тримають їх у золотій клітці. У нього народжується думка про повернення в Ендоре. Там, на волі, він нарешті відчує справжність влади і самого себе.
Він починає вербувати прихильників і озброювати свій клан. Робить це нестримано і необережно - весь Тіріон кипить, немов вода в казані. Нерданель намагається втишити його пориви - вона з ортодоксальної родини, її батько улюблений учень Ауле. Та Феанаро задля своєї мрії ладен нині пожертвувати навіть тим, до чого рвався все життя: нормальною родиною. Він відштовхує Нерданель і перестає прислухатись до її порад.
Нолофинве проти його планів, він вважає це образою для батька, оскверненням справи всього життя Фінве. А - ну звісно ж - ось напівбрат і показав себе. Феанаро приходить на нараду озброєним до зубів і ображає брата лихими словами, а потім загрожує зброєю.
Феанаро нині певен у правоті чуток, котрі розпускає Тіріоном Мелькор. А ось Нолофінве зрозумів, що брату зовсім не потрібен Тіріон, і що він не збирається, згідно чуткам, виганяти з нього двох молодших братів. Феанаро сам рветься піти геть за море. І хоча Нолофінве продовжує вважати, що це зле, його ставлення до палкого брата як це не дивно змінюється на краще.
Втручання Валар і наступний суд вправляє Феанаро в шок. І не тільки Феанаро. І Фінве, і молодші його сини зрозуміли нарешті, що вони не є тут хазяями. То можливо слова про "золоту клітку" є правдивими? Фінве стає на сторону первістка, він вважає його заслання несправедливим. Нолофінве прощає брату і меч, і лихі слова. Він починає думати - а що як насправді піти звідси... на волю.
На засланні Феанаро не витрачає даремно часу - будує фортецю, навчається сам, навчає синів і вірних. Задля великої мети він без жалю зоставив в Тіріоні Нерданель. Вона не поділяє його поглядів - тим гірше для неї.
Свято Врожаю. Феанаро приходить на нього сам-один, без батька, синів і прихильників, всім своїм виглядом демонструючи опозицію.Тим несподіваніша для нього раптова прихильність Нолофінве - скривджений ним брат дає зрозуміти - ти правий, я піду за тобою.
Раптове зникнення світла і подальші події ще більше впевнюють Феанаро в тому, що треба йти геть, ну а звістка про загибель батька і втрата справи всього життя, приводить Феанаро в стан шалу. З цього стану він не виходить до своєї загибелі.
Далі події розкручуються доволі стрімко - повернення в Форменос, похорон Фінве, збір клану, прихід до Тіріону. Промова біля Міндону Ельдаліеве запалює ельдар бажанням іти в Ендоре.
І тут Феанаро робить помилку, в принципі характерну для цього характеру. Він - вождь, але вождь не народу, а роду. Відштовхнувши від себе "несправжню" другу батькову родину, він переніс свою неприязнь і на їхніх близьких. Що врешті решт привело до того, що Феанаро зациклився на своєму клані. Обітниця в цьому плані якраз є вершиною "клановості", вона ставить рід Феанаро над усіма живими істотами.
Настрої на площі одразу змінюються. Нолофінве різко суперечить брату, але слово не горобець і раз дану Обітницю не можна взяти назад.
Втім - нолдор продовжують збиратися, і Феанаро вважає, що це його заслуга. Однак - взявши на себе тягар керівництва, він мусить думати і про те, як дібратись до Ендоре. Вогняний Дух вирішує проблему найпростішим чином - зараз він піде до Альквалонде, скаже запальну промову, і Телері перевезуть їх на той бік, а то і приєднаються до походу.
Спротив Ольве стає для Феанаро несподіваною і жахливою перешкодою. Коли він говорив на вулицях Тіріону і слухав запальне "Айя", він починав відчувати себе справжнім. Тепер же Ольве поводиться так, ніби його, Феанаро, не існує. Не звертає уваги на його резони, висуває свої... Гаразд. Феанаро замість того, щоб повернутись і послати на перемовини когось іншого, починає діяти так, ніби він сам, один, ніби за його спиною немає народу нолдор, окрім його власного клану, немає братів, один з яких є родичем Ольве...
Спроба почати завантаження без дозволу закінчилася побойовиськом. Те, що вправило в шок багатьох ельдар, не торкнулось Феанаро - адже він домігся свого, а отже він справжній, він існує.
Араман. Цікаво, що від самого початку клан Феанаро пливе на кораблях, а решта йде берегом. Висновок - кількості кораблів вистачить на три ходки, про якусь недовіру в цьому плані немає мови, ризик у вигляді розгніванного Оссе Феанаро приймає на себе і втрат не рахує.
Промова Судді перед військом, котре нарешті з'єдналося в Арамані, має для Феанаро цілком зворотній вплив. Він ще більше упевнюється у своїй правоті - "зате про нас співатимуть пісень" Тобто для нього дуже важливо зоставити опісля себе слід, який - не має значення.
Відхід Арафінве він сприймає байдуже - умовити брата не намагається, пішов так пішов. Буремні дебати решти ельдар його дратують - ну чому не можна робити так як він: йти вперед, не зважаючи ні на що. Вони ще й лають його - його, котрий розчахнув перед ними браму на волю. Атож, в золотій клітці тепло, і годівля тричі на день. А тут воля. Ви її хотіли? Їжте її, о Нолдор. Нолофінве - кращий вождь для народу Нолдор? Що мені ваш народ, мій народ ті, хто йде за мною не сперечаючись.
Так Феанаро робить найбільшу помилку свого життя. Більшу навіть, чим сутичка в Альквалонде. Геніальний вчений, волею долі закинутий на вершини влади, він не зумів зректися індивідуалізму, клановості і стати дійсно королем Нолдор, а не вождем Першого Дому. Переправивши клан, він наказує підпалити кораблі, і хто знає, чого більше в цьому жесті - бажання зоставити на тому боці тих, хто з ним не згідний, а чи бажання спалити за собою кораблі, щоб ті, хто з ним, не надумали повернутися.
Бо ж тяжко бути впевненим у собі тому, хто все життя підсвідомо вважав себе "несправжнім"
Перша ж успішна битва приводить Феанаро в стан ейфорії. Він мчить вперед, "забуваючи" позад себе уже власне основне військо і синів і гине через оце своє невміння координувати свої дії хоч з кимось. Перед смертю він останнім прозрінням розуміє марність своїх намагань, але - як же характерно- змушує синів повторити Обітницю, остаточно відрізаючи їм шлях до нормального справжнього життя.
Що було б, якби Феанаро вижив?
Може б він прозрінням життя в Ендоре, повного небезпек, зрозумів би, що сила Нолдор у єдності, що один єдиний клан не зможе домогтися того, що цілий народ.
А може ні - хто зна. Вирок Судді Намо, котрий тяжіє над Вогняним Лордом, вирок, страшніший за перший вирок Мелькору, говорить про те, що Валар вважали його більшим злочинцем, ніж Руйнівник Арди. Суд Феантуро пом'якшуючих провини обставин не визнавав.
перевод
Наиболее эпичный герой "Сильмариллиона", Феанаро является объектом страстной любви и такой же пылкой неприязни все долгое время существования Толкин-фэндома. Поэтому и трактовка этого образа является неоднозначным.
Обстоятельства рождения Феанаро напоминают обстоятельства рождения великих героев древности, которые стали невинными убийцами своих матерей. Мириэль, жена короля Финве, устав вынашивать сына и отдав ему много душевной энергии, по собственной воле покинула тело и сошла в Мандос.
Его отец, Финвэ, протосковав надлежащее время, привел в дом вторую жену. Опять же - в большинстве эпосов возникает мотив мачехи главного героя, иногда доброй, чаще злой, а порой даже влюбленной в своего пасынка. Однако, в "Сильмариллионе" ситуация вообще невероятна. Ведь эпосы писались о людях, для которых вообще-то полюбить вторично не является чем-то ненормальным.
В отличие от эльфов - бессмертных созданий.
Феанаро наверняка был не единственным полусиротой в Амане - Квэнди жили в Эндорэ в тяжелых условиях, теряли близких, и те, кто прибыл в Аман, могли потерять в Средиземье отца или мать. Вопрос - а возвращали ли Валар погибших к новой жизни, и время этого возвращения нигде не оговаривается.
Так что можно представить, что Феанаро был не одинок в своем сиротстве. Но ситуация в его семье мог вынести разум любом эльфу.
Зная, что другие Эльдар терпеливо ждут возвращения погибших, зная, что чувство в сердце Эльда загорается только раз в жизни и только к одному партнеру, Феанаро должен воспринимать второй брак отца как извращение. Не потому, что Индис была злой - а потому, что она вообще была. Исключительная ситуация вообще травмирует детей, здесь ситуация была такой - кто-то не должен был вообще существовать: либо Феанаро, или его братья и сестры.
Наверное это ужасное понимание пришло к Феанаро с юностью. До того он - имха - относился к братикам и сестричкам как каждый нормальный Эльда к милым малышам. Но, как только понял это, то покинул родительский дом, остыв сердцем к отцовской семье.
Финвэ наверняка чувствовал свою вину перед первенцем, чем и объясняется его дальнейшее демонстративное потакание прихотям старшего сына.
Итак, Феанаро посвящает себя наукам. Он гениален, он Мастер - изобретения сыплются одно за другим. Тенгвар, палантир, Сильмариллы ... Он становится строгим ортодоксом в языковых вопросах - древний вариант Квенья с этим "Териндэ" вместо "Сэриндэ" становится для него делом принципа. Это первое желание клановой обособленности от остальных Нолдор - отличаться от всех хотя бы диалектом.
Обучение у кузнеца Махтана дает еще один, неожиданный результат - Феанаро влюбляется.
Не красавица, но мудрая ведунья ... Нерданэль - именно то, что на данном этапе нужно Феанаро. Он стремится к семье, настоящей, "такой как у всех, и даже лучше". И у него она появляется - жена и семеро замечательных малышей.
С отцовской семьей он общается очень редко. Там еще один раздражитель, кроме Индис: Нолофинвэ, второй сын короля, но старший сын королевы. Похож на отца Финвэ, и почти двойник внешне его, Феанаро.
Понимание того, что это неправильно, снова входит в душу Огненного Лорда. Нолофинвэ не должен существовать, как не должен существовать второй брак отца. Иначе - он, Феанаро, должен признать себя несуществующим, неким сном, который Мириэль приснился в садах Лориэна.
Вся его неприязнь сейчас сконцентрирована на "полубрате". К тому же по Валинору сейчас свободно ходит некий Мелькор. Феанаро держится от него подальше, но слухи, которые распускает Мелькор, доходят и до Мастера. Тем более - слухи эти совпадают с его душевным состоянием. А тут и "полубрат", который ранее пытался поддерживать с Феанаро дружеские отношения, отдалился, стал холодным и подозрительным. Конечно же - до него тоже доходят определенные слухи ...
Мелькор использовал ситуацию по полной. Оба брата сейчас уверены - они враги, которые борются за место в отцовском сердце.
Да, речь идет лишь об этом - ибо какая борьба за власть может быть при жизни бессмертного Финвэ в безопасном Валиноре. И есть ли у эльфов в Тирионе власть?
Феанаро уверен, что нет. Что Валар, их опекуны злоупотребляют своим опекунством и держат их в золотой клетке. У него рождается мысль о возвращении в Эндорэ. Там, на свободе, он наконец почувствует подлинность власти и подлинность самого себя.
Он начинает вербовать сторонников и вооружать свой клан. Делает это несдержанно и неосторожно - весь Тирион кипит, словно вода в котле. Нерданэль пытается утишить его порывы - она из ортодоксальной семьи, ее отец любимый ученик Аулэ. Но Феанаро ради своей мечты готов сейчас пожертвовать даже тем, к чему стремился всю жизнь: нормальной семьей. Он отталкивает Нерданэль и перестает прислушиваться к ее советам.
Нолофинвэ против его планов, он считает это оскорблением для отца, осквернением дела всей жизни Финвэ. А - ну конечно же - вот полубрат и показал себя. Феанаро приходит на совещание лордов вооруженным до зубов и оскорбляет брата злыми словами, а потом грозит оружием.
Феанаро сейчас уверен в правоте слухов, которые распускает по Тириону Мелькор. А вот Нолофинвэ понял, что брату совсем не нужен Тирион, и он не собирается, как то говорят слухи, изгонять из него двух младших братьев. Феанаро сам рвется уйти за море. И хотя Нолофинвэ продолжает считать, что это плохо, его отношение к пылкому брату, как это ни странно, меняется к лучшему.
Вмешательство Валар и последующий суд приводят Феанаро в состояние шока. И не только Феанаро. И Финвэ, и младшие сыновья поняли наконец, что они в Тирионе не хозяева, что суд и контроль в руках опекунов. Так может слова о "золотой клетке" правдивы? Финвэ становится на сторону первенца, он считает его ссылку несправедливой и отправляется с ним в Форменос. Нолофинвэ прощает брату и меч, и злые слова. Он начинает думать - а может на самом деле уйти ... на волю. И сыновья его уже задумались над этим, равно как и дети Арафинвэ.
В ссылке Феанаро не тратит времени зря - строит крепость, учится военному делу сам, учит сыновей и верных. Ради великой цели он без сожаления оставил в Тирионе Нерданэль. Она не разделяет его взглядов - тем хуже для нее.
Праздник Урожая. Феанаро приходит на него один, без отца, сыновей и сторонников, всем своим видом демонстрируя опозицию.Тем неожиданнее для него прозрение Нолофинвэ - обиженный им брат дает понять: ты прав, я пойду за тобой.
Внезапное исчезновение света и последующие события еще больше убеждают Феанаро в том, что надо уходить, ну а весть о гибели отца и потеря дела всей жизни, приводит Феанаро в состояние неистовства. Из этого состояния он не выходит до своей гибели.
Далее события раскручиваются довольно стремительно - возвращение в Форменос, похороны Финвэ, сбор клана, возвращение в Тирион. Речь у Миндона Эльдалиэвэ наполняет сердца Эльдар желанием идти в Эндорэ.
И тут Феанаро совершает ошибку, в принципе характерную для этой пылкой, сильной, но травмированной натуры. Он - вождь, но вождь не народа, а рода. Оттолкнув от себя "ненастоящую" вторую семью отца, он перенес свою неприязнь и на их близких. Это в конце концов привело к тому, что Феанаро зациклился на своем клане. Клятва в этом плане как раз является вершиной "клановости", она ставит род Феанаро над всеми живыми существами.
Настроение на площади сразу меняется. Нолофинвэ резко противоречит брату, но слово не воробей и Клятва уже произнесена. Да и не терпит Феанаро, когда ему противоречат - любое препятствие проводит его в гнев, заставляет чувствовать себя "ненастоящим"
Впрочем - Нолдор продолжают собираться, и Феанаро считает, что это его заслуга. Однако - взяв на себя бремя руководства, он должен думать и о том, как добраться до Эндорэ. Огненный Дух решает проблему простейшим образом - сейчас он пойдет в Альквалондэ, скажет зажигательную речь, и Телери перевезут их на другую сторону, а то и присоединятся к походу.
Сопротивление Ольвэ становится для Феанаро неожиданным и ужасным препятствием. Когда он говорил на улицах Тириона и слушал пылкое "Айя", он понимал, что он существует. Теперь же Ольвэ ведет себя так, будто его, Феанаро, нет на свете. Не обращает внимания на его доказательства, выдвигает свои ... Хорошо. Феанаро вместо того, чтобы вернуться и послать на переговоры кого-то другого, начинает действовать так, будто он одинок, словно за его спиной нет народа Нолдор, кроме его собственного клана, нет братьев, один из которых родственник Ольвэ ...
Попытка начать погрузку без разрешения закончилась сражением. То, что шокировало многих Эльдар, не коснулось Феанаро - ведь он добился своего, а значит он настоящий, он существует.
Араман. Интересно, что изначально клан Феанаро плывет на кораблях, а остальное войско идет берегом. Вывод - количества кораблей хватит на три ходки, о каком-то недоверии в этом плане у остальных Нолдор нет и речи, риск в виде разгневанного Оссэ Феанаро принимает на себя и потерь не считает.
Речь Судьи перед войском, которое наконец обьединилось в Арамане, имеет на Феанаро совершенно противоположное влияние. Он еще больше убеждается в своей правоте - "зато о нас будут петь песни" То есть для него очень важно оставить после себя след, какой - не имеет значения.
Уход Арафинвэ он воспринимает безразлично - уговорить брата не пытается, ушел так и ушел. Бурные дебаты остальных Эльдар его раздражают - ну почему нельзя делать так, как он: идти вперед, несмотря ни на что. Они еще и ругают его - его, который распахнул перед ними ворота на волю. Да, в золотой клетке тепло, и кормят три раза в день. А тут воля. Вы ее хотели? Ешьте ее, о Нолдор. Нолофинвэ - лучший вождь для народа Нолдор? Что мне ваш народ, мой народ те, кто идет за мной не споря.
Так Феанаро делает самую большую ошибку своей жизни. Большую даже, чем схватка в Альквалондэ. Гениальный ученый, волею судьбы заброшенный на вершины власти, он не сумел отречься от индивидуализма, клановости и стать действительно королем Нолдор, а не вождем Первого Дома. Переправив клан, он приказывает поджечь корабли, и кто знает, чего больше в этом жесте - желание оставить на той стороне тех, кто с ним не согласен, или желание сжечь за собой корабли, чтобы те, кто с ним, не вздумали вернуться.
Ведь тяжело быть уверенным в себе тому, кто всю жизнь подсознательно считал себя "ненастоящим"
Первая же успешная битва приводит Феанаро в состояние эйфории. Он несется вперед, "забывая" позади уже собственное основное войско и сыновей, и погибает из-за этого своего неумения координировать свои действия хоть с кем-то. Перед смертью он последним прозрением понимает тщетность своих попыток, но - как же характерно - заставляет сыновей повторить Клятву, окончательно закрывая им путь к нормальной "настоящей" жизни, а не жизни изгоев, отрезанных от остального народа.
Что было бы, если бы Феанаро выжил?
Может быть он, ведя в Эндорэ жизнь, полную опасностей, понял бы, что сила Нолдор в единстве, что один единственный клан не сможет добиться того, что может целый народ.
А может нет - кто знает. Приговор судьи Намо, который тяготеет над Огненным Лордом, приговор, который страшнее первого приговора Мелькору, говорит о том, что Валар считали его большим преступником, чем Разрушитель Арды. Суд Феантуро смягчающих вину обстоятельств не признавал
Прослушать или скачать The Curse Of Feanor бесплатно на Простоплеер